Витражная роспись по стеклу: арт-терапия для терпеливых

Витражная роспись по стеклу: арт-терапия для терпеливых

Сегодня всё большую популярность набирает такой вид творчества, как витражная роспись по стеклу. Яркие краски, эффектные изделия… На первый взгляд кажется, что создать нечто подобное сложно, и это доступно только людям с определёнными знаниями и художественным опытом. Но оказывается, что это вовсе не так. Научиться рисовать на стекле может практически каждый — необходимо лишь желания и терпение! Это подтвердила Екатерина Ошкодер, опытный автор и преподаватель мастер-классов по витражной росписи. Она поделилась с нами некоторыми секретами своего мастерства.

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА МАСЛОВА

Екатерина Ошкодер— Екатерина, расскажите немного о витражной росписи по стеклу. Как создаётся эта красота?

— Возникла роспись, по всей видимости, из-за желания имитировать сложный технический процесс создания настоящих витражей, которые делаются при помощи соединения кусочков стекла разного цвета между собой металлическими «перемычками». Витражная роспись включает в себе два процесса. Первое — это нанесение контура рисунка, то есть иллюзию витражных «перемычек» между стеклами, как у настоящего витража. Второе — заливка краской внутри замкнутого контура. Существует также много дополнительных приёмов декорирования, но основные этапы — эти два. Самое большое удовольствие, кстати, мои ученики получают от ярких прозрачных красок-лаков, которыми мы пользуемся для «раскрашивания» мотивов. Это своеобразная арт-терапия, многие занимаются этим для отдыха от основной работы, в качестве психологической разрядки.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Расскажите про своих учеников… 

— Более двух лет назад, на фоне волны открытия различных школ творчества, мне пришла идея проводить занятия для всех желающих научиться расписывать стекло так же, как умею я. И я обратилась в Школу творчества, руководителем которой является известный художник-теддист Татьяна Бедарева. Так мы и начали наше долгое и успешное сотрудничество. Я разработала свою собственную, можно сказать, эксклюзивную, программу преподавания витражной росписи. А после разработала и авторскую методику совмещения росписи с декупажем.

1— В чём же состоит эксклюзивность вашей программы? 

— Она нацелена на аудиторию, не имеющую никаких навыков рисования и прочих умений. То есть на мои занятия может прийти каждый! И в конце ученик уходит домой не только с багажом знаний — технических и теоретических — но и с готовой работой. Основная цель на моём мастер-классе — не просто сделать своими руками красивую вещицу, а понять все технические вопросы, узнать, как правильно пользоваться материалами. И самое главное — получить максимальное удовольствие от процесса и общения.

— То есть я, человек, который никогда не рисовал, может научиться делать такие же красивые вещи, как получаются у вас?

— Витражная роспись, — это, по сути, такой вид творчества, который требует технической подготовленности гораздо больше, чем художественной. Поэтому обучиться может как любой взрослый, так и ребёнок, если приложит немножко терпения, аккуратности, усидчивости и капельку фантазии.

 — Где можно увидеть ваши работы?

— Я участвовала в нескольких выставках. Но стекло — сложно экспонируемый «вид искусства», так как требует особых условий размещения из-за хрупкости и специального освещения. Потому, по большей части, я выставляю работы в своей группе «В Контакте» http://vk.com/art_koshka, а также в магазине на «Ярмарке Мастеров»  http://junior-lala.livemaster.ru.

Роспись по стеклу. Мастер-класс— С простотой и доступности росписи по стеклу мы разобрались, а что сложного в этом виде творчества?

— Мне, человеку с высшим художественным образованием, трудно найти какие-то особенные сложности, но по опыту преподавания я выявила несколько основных вопросов, которые беспокоят моих учеников и нередко — меня саму:

Чаще всего сложностью является заблуждение людей, что они не умеют и никогда не научатся рисовать. В витражной росписи всё, в основном, делается по трафарету, а цвета при раскрашивании можно копировать с фотографий. Поэтому со временем опыт накапливается, и трудностей в художественном вопросе становится всё меньше.

Вторым аспектом является аккуратность и терпение: в витражной росписи без них никуда. Сам процесс иногда очень монотонен, приходится часами сидеть за одним цветочком, если работа большая и богата на цвета и декор. Скрупулезность в нанесении контурных линий, а также в аккуратном закрашивании фрагментов рисунка — основные составляющие итогового успеха.

Во многом трудностью является подбор правильных материалов для росписи. Некоторые краски не сочетаются друг с другом, а кисти слипаются не от той краски. Всему этому я обычно обучаю, но, конечно, большую часть информации люди черпают в Интернете на форумах, где каждая мастерица делится собственным опытом.

Роспись по стеклу. Мастер-класс— Что это за форумы? Можете назвать несколько достойных?

— Конечно! http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=1377391
http://www.golandart.ru/forum/index.php

— Расписать можно всё что угодно или необходимо какое-то «специальное» стекло? Какие материалы используются? 

— Расписать можно абсолютно любой стеклянный предмет, имеющий относительно ровную поверхность, хотя и это не принципиально. Безусловно, лучше всего брать такой предмет, внутрь которого можно подложить рисунок-трафарет. То есть вазы и бутылки с узким горлышком человеку без художественного образования расписать будет сложно, так как трафарет подложить никак не получается. Но обычные цилиндрические вазочки, кружки, а особенно плоские рамки для фото, а также тарелки расписать не составит никакого труда.

— Расскажите немного о кистях и красках, которые вы используете.

— Кисти самые простые. В основном использую кисти из колонка, то есть с натуральной щетиной. А краски стараюсь покупать качественные, как правило, иностранных производителей. Они сугубо специализированные, витражные, то есть прозрачные и текучие. Лучшими производителями красок, на мой взгляд, являются итальянская марка Ferrario и французская Lefranc&Bourgeois.

8краски— Есть ли трудности с их приобретением?

— Трудности возникают зачастую из-за обилия ассортимента, от которого у непрофессионала разбегаются глаза! А продавцы в магазинах не всегда могут дать квалифицированную консультацию. При выборе красок я советую будущим художникам почитать форумы и сайты в Интернете, а также специальные книги — благо их сейчас много! А лучше, конечно, сходить на мастер-класс к тому или иному мастеру. Я сама сотрудничаю с фирмой ТД «Блик», где покупаю основную часть материалов для работы. Их адрес «В Контакте» http://vk.com/public32665868.Некоторую часть продукции покупаю в любимом «Арт-Квартале», старейшем магазине товаров для художников в Петербурге. Находится он на Сердобольской, 68.

— Можете ли вы дать пару рекомендаций тем, кто хочет научиться росписи по стеклу? С чего следует начинать?

— Прежде всего, советую отбросить все сомнения и страхи — у вас всё получится! Если есть техническая возможность, то не поленитесь изучить сначала информацию в сети Интернет. Если есть материальная возможность, а также время и желание, то посетите мастер-классы у разных мастеров — так вы сможете набраться опыта, посмотреть все «вживую» и получить массу важной информации. Во многих школах проводят бесплатные промозанятия, где вы сможете понять — нужно вам это или нет (например, здесь — http://vk.com/topic-2389941_23211652).

Для начала купите недорогие краски, опробуйте их на чем-нибудь простеньком — тарелочке, рамочке для фото. Есть краски для детей «Прилипайки» — они вполне подходят для начинающих. Но если хотите серьёзно заняться витражной росписью — не экономьте, покупайте хорошие иностранные краски и качественные кисти!

— А можете рассказать и показать на простом примере, как нарисовать что-нибудь не очень сложное?

— Конечно. С удовольствием. Я проведу для вас мастер-класс по декору стеклянной тарелочки.

Материалы для витражной росписиНам понадобятся:  

  • Тарелка (пиала, кружка, любая другая объёмная стеклянная посуда)
  • Трафарет (им может послужить любая картинка, нарисованная собственноручно или, как у меня, распечатанная из Интернета; предпочтительнее брать черно-белые линеарные рисунки, где легко разделить пространство, заполняемое контуром, а потом краской)
  • Кисточки колонок, № 1-2, а также кисточка для блесток, подойдет любая (у меня — плоская щетина) размером №2-4
  • Ватные диски и ватные палочки
  • Зубочистки
  • Жидкость для снятия лака
  • Губка
  • Скотч и ножницы
  • Материалы для декора стекла, а именно: 
  1. витражные краски (лаки)
  2. паста для создания эффекта инея,
  3. контуры по стеклу (в данном случае — белый и серебряный с блестками),
  4. блестки (обычные, для ногтей)

 Итак, приступаем

шаг 1Шаг 1

Вырезанные трафаретики (у меня бабочки) размещаем и приклеиваем скотчем с внутренней стороны нашей тарелочки. Обезжириваем поверхность тарелки с помощью ватного диска, смоченного в водке или салфеток для очистки экранов компьютеров.


 

 

 

шаг 2Шаг 2 

Покрываем область вокруг наших бабочек «инеем». Для этого небольшое количество пасты выдавливаем на палитру, набираем её на губку и наносим с её помощью на тарелочку, стараясь равномерно распределять эффект по всей площади и на краях сводить его постепенно на нет. Для удаления недочётов используем ватный диск, смоченный жидкостью для снятия лака.


шаг 3Шаг 3

В это же время, пока паста не высохла, успеваем поверх неё посыпать блёстки с помощью кисточки. Если получается неравномерно, губкой в несколько касаний можно более точно распределять блестки. Дать высохнуть около 15 минут.


 

 

 

 

шаг 4а

шаг 4б

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 4

Ориентируясь на трафарет, но при этом не полностью его копируя, а проявляя фантазию, наносим основной контур рисунка, при этом стараясь равномерно, без пузырей и большой толщины распределять краску из тюбика. Работу вести строго слева направо, дабы избежать ошибок и клякс. Все огрехи исправляем с помощью ватных палочек или зубочисток. Во время работы контуром его носик нужно постоянно протирать от накопившейся краски. Дать высохнуть около 30 минут.


шаг 5Шаг 5

Пространство внутри контура заполняем краской при помощи кисточки. Стараемся наносить краску при минимуме мазков, чтобы она растекала внутри контура. Также нужно следить за тем, чтобы все выбранное пространство было прокрашено без «дыр». Вторым слоем краску накладывают только после полного высыхания первого. Кисточки можно вытереть жидкостью для снятия лака. Дать высохнуть 30-50 минут.


шаг 6

Шаг 6

Дополняем пространство внутри рисунка, а также за ним контуром с блестками, который абсолютно прозрачен, но имеет вкрапления из блестящих частиц. Можно пользоваться им как краской, закрашивая пространство внутри контура, а можно просто ставить блестящие точки. Такой контур отлично дополняет любые работы, так как маленькие элементы декора из него создают необычный эффект мерцания.


После окончания работы необходимо дать изделию высохнуть 24 часа, затем его можно обжечь в духовке при температуре не более 130 градусов и не более 30 минут желательно на мало нагревающейся подложке.

И вот что у нас получилось

Успехов вам!


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить