Декупаж: искусство ностальгии

Декупаж: искусство ностальгии

За красивым словом «декупаж» чудится что-то изысканное, французское, с завитками и пухлыми ангелочками. Практически так оно и есть — бОльшая часть русских мастериц декупажа делает с помощью этой техники что-то неизбывно милое. Может быть, так отзывается в наших русских душах тоска по утерянному усадебному быту, в котором было место и неторопливому рукоделию, и тургеневским переживаниям.

ТЕКСТ: МАРИЯ ОРЛОВА

Это и в самом деле очень женское и очень кропотливое занятие — правда, уметь рисовать необязательно, все мотивы берутся из готовых источников и на вкус мастерицы. В XVII веке, кстати, при французском королевском дворе дамы использовали для декупажа картины придворного художника Антуана Ватто, работы которого сейчас висят в лучших музеях мира. Ну а современным декупажницам дело придется иметь с тончайшими слоями салфеток, из которых нужно вырезать нужные мотивы, с разнообразными лаками, красками, кисточками и притирками. С их помощью самым обычным предметам можно придать романтический флер, и из-под слоя краски и трещинок проступят цветы и корабли, изображения плюшевых медведей и глазастых малышей.

В профильных сообществах в интернете обычные, казалось бы, салфетки (те самые, которыми незнающие люди украшают праздничный стол) выступают в роли практически свободно-конвертируемой валюты. Ими обмениваются, их продают, перепродают, ищут новые и редкие. Разговаривают в этих сообществах практически на собственном языке, с французским оттенком. Через слово — «кракелюр», «микробисер», «аппликация», «декор». А еще особенно модные сейчас направления декупажа «а-ля Прованс» и «шебби-шик», то есть, дословно «потертый шик».

Искуственная состаренность в декупажированных вещах — чуть ли не главный признак. С помощью этой техники новые вещи «состаривают», покрывают краской, которая идет трещинками, затирают уголки, делают тусклее картинки. Всё это чтобы дать безликому промышленному предмету немного как будто бы истории и индивидуальности. Одна из лучших петербургских мастериц, Алиса Лучинская, так описывает результаты труда: «Как здорово показать сделанную подруге и сказать «Смотри, как я задекупажила новую досочку», а она ответит «Ты сама? Да я думала, ей лет 100!». И сердце радуется: получилось!».

Не меньшую роль декупаж играет и для спасения из небытия старинных или просто старых вещей. Какими цветами может расцвести старый комод из ДСП! Какое благородство появится в зауряднейшей табуретке 60-х годов выпуска! Главное, правильно выбрать технику.

Ну и еще одна особенность декупажа — он применим практически ко всему окружающему нас предметному миру. Вошедшая во вкус мастерица может задекупажить свечи, бутылки, коробки из под конфет, мебель, тарелки, украшения. Мало? Тогда можно переходить к обуви и сумкам, а затем — и к автомобилям!

portraitГраниц у этой техники практически нет, считает Алиса Лучинская, создательница сайта, посвященного этому виду рукоделия.

— Расскажите, пожалуйста, немного об истории декупажа. Для большинства людей в России даже слово это кажется незнакомым, и есть ощущение, что это совсем новое явление в рукоделии. Но это же не совсем так?

— Конечно, техника не нова, просто в России слово «декупаж» появилось недавно. Декупаж как искусство, приобрел популярность еще в 17-18 веках во Франции, но и это не его начало. Все началось задолго до этого в Азии. Цитирую: «Считается, что наиболее вероятным местом происхождения декупажа является Восточная Сибирь. Кочевники использовали декупаж на могилах при погребении мертвых. Из Сибири от кочевников эта практика пришла в Китай. В 12-м веке вырезанные куски бумаги использовались для украшения фонарей, окон, коробок и других объектов. В 17-м веке в Италии, и особенно в Венеции, торговля с Дальним Востоком начала активно развиваться. По общему мнению, именно через эти торговые связи, декорации с применением декупажа проделали свой путь в Европу».

— Меняется ли декупаж со временем — техники, материалы, есть ли какие-то самые последние тенденции в этом виде рукоделия?

— Декупаж постоянно меняется. Во-первых, развивается мир материалов для декупажа, появляются новые декупажные карты (в том числе и супертонкие), новые фирмы красок и лаков выходят на рынок. Магазины, заинтересованные в привлечении покупателей, заказывают новые средства из Италии, США. В техниках тоже наблюдается непостоянство. Совсем недавно было повальное увлечение двухшаговым кракелюром и золочением. Сейчас же я наблюдаю тенденцию к имитации различных материалов в сочетании с декупажем: имитация чеканки, перламутра, кружев, вышивки. Новые материалы рождают новые темы мастер-классов.

— Какие основные материалы используются для декупажа, все ли из них легко купить и насколько это дорого?

— Основные материалы: акриловые краски, акриловый лак, клей и салфетки или декупажные карты в качестве мотивов. В столичных городах купить все это довольно легко: магазины для рукоделия растут и развиваются очень быстро. Если чего-то нет в магазине недалеко от дома — всегда можно заказать нужное в интернет-магазине и забрать самовывозом товар со склада. В городах, расположенных в глубинке России, декупаж развивается гораздо медленнее как раз из-за нехватки профессиональных материалов: импортных кракелюрных лаков, клеев, каких-то интересных паст. Но российская смекалка всегда приходит на помощь: наши рукодельницы научились делать кракелюр на ПВА, смело заменяют дорогие текстурные пасты шпаклевкой, а золочение делают типографской фольгой.

— Что можно сделать с помощью декупажа, какие предметы декорировать? Какое самое необычное «перерождение» вещи вы видели или делали?

— Можно декорировать практически любые поверхности: дерево, металл, пластик, ткань, стекло, керамику. Поэтому рукодельницы порой «облагораживают» все, на что упадет хищный взгляд: тостеры, стиральные машины, холодильники, унитазы. Старые дедушкины ящики для инструментов превращаются в красивые состаренные ящички для лука, упаковки из-под чая — в необычные чайные домики. Но самое оригинальное (я бы даже сказала смелое) превращение, которое я видела — это декупаж автомобиля.

— С чем, по вашему мнению, связана мода на декупаж? С распространением интереса к дизайну интерьера? Или это самостоятельное явление?

— Мне кажется, мода на декупаж пришла вместе с кризисом. Дизайном интерьера люди интересуются уже давно, а вот много свободного времени для хобби есть не у всех. Вот и получилось, что часть уволенных дам организовали свой бизнес по продаже материалов для рукоделия, еще одна часть начала преподавать, а третья — ходить к первым и вторым за знаниями и покупками.

— Сложно ли научиться декупажу, много ли курсов существует в России и Петербурге и как понять, хороший ли мастер и стоит ли к нему идти учиться?

— Научиться азам техники не сложно, сейчас в интернете очень большое количество информации (например, на сайте любителей декупажа сейчас размещено более 600 пошаговых фото мастер-классов). Гораздо сложнее понять нюансы каждого стиля, чтобы получить не «поделку», а серьезную вещь, которую захочется купить. К сожалению, очень многие останавливают свое развитие на этапе «поделок». Курсов сейчас тоже развелось очень много из-за кажущейся простоты декупажа. Только в Санкт-Петербурге мастер-классы проводятся практически при каждом рукодельном магазине. Но действительно хороших мастеров, особенно в глубинке, единицы. Люди тянутся к знаниям, и слишком многие хотят на этом заработать, не обладая необходимыми умениями. Это сразу видно по работам учеников. Чтобы понять, хороший ли мастер, нужно оценить три аспекта:
1. Посмотреть на работы, которые делает сам мастер. Выглядят ли они «поделками» или они сделаны с большим вкусом и стилем?
2. Посмотреть на работы учеников. Не каждый мастер сможет передать свои знания в настолько доступном виде, чтобы и у ученика все получилось с первого раза.
3. Узнать мнение у тех, кто уже давно научился декупажу. Например, создать тему на сайте или форуме, посвященному этому виду рукоделия с названием «Куда пойти учиться?». Кого будут обоснованно рекомендовать больше всех — к тому и стоит идти. Заодно узнаете и к кому идти точно не стоит.

— В чем причина, по вашему мнению, такого интереса к старинным вещам? Людям надоело новое и масс-маркет?

— Людям всегда хочется прикоснуться к чему-то необычному. Новеньких блестящих китайских досочек с яркими принтами можно найти в ближайшем магазине товаров для дома десятками. А вот вещей, которые выглядят красивыми, но при этом окутаны романтикой старины, да еще и являются эксклюзивными — так просто не найдешь. Ну и честно говоря, сам процесс создания трещинок — процесс настолько захватывающий, что от него сложно отказаться. Мгновение, когда краска начинает расползаться на глазах и ты еще не знаешь, как именно лягут трещины — это волшебные минуты, когда видишь чудо, рождающееся прямо перед тобой.

— Как началось ваше увлечение декупажем, какую роль сейчас оно играет в вашей жизни?

— Мое увлечение началось чуть больше двух лет назад, когда я впервые увидела фотографии в интернете. Это было очень красиво, а по описанию казалось не очень сложным процессом. Поэтому уже на следующий день я мчалась в магазин за первыми заготовками и красками. Примерно через три месяца моя знакомая открыла в Петербурге Школу-студию ручного творчества и позвала меня преподавать. Мое образование как раз педагогическое, поэтому я согласилась. С тех пор так и преподаю. Но преподавания мне показалось мало, поэтому я уговорила мужа помочь мне в создании большого интернет-проекта, посвященного декупажу, — Сайта любителей декупажа http://DCPG.ru. Сейчас это самая большая энциклопедия мастер-классов по декупажу в Рунете, и я очень рада, что для многих сайт оказался большим помощником в освоении этой техники.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить