Квилтинг: шить не тужить!

Квилтинг: шить не тужить!

У меня в детстве была нерушимая традиция: когда я приезжала к бабушке на каникулы, после всех поцелуев, чаепитий, разговоров я отправлялась спать в уже заботливо расстеленную постель и всегда-всегда проверяла, не забыла ли бабушка, что я люблю спать только под своим одеялом — сшитым из лоскутков, с красной окантовкой. Бабушка не забывала, а иногда и рассказывала, показывая на лоскутки, какие у нее были платья из этой ткани, и как моя мама любила рубашку с такими вот цветочками.
Сейчас на этом одеяле играет моя дочка — оно у нее вместо развивающего коврика, по нему мы учим цвета, текстуры, рассматриваем орнаменты, и, как мне кажется, протягиваем дальше ниточку времени, соединяющую нашу семью.
Поэтому у меня к лоскутному шитью, а точнее, к квилтингу, отношение особенное. Мне кажется, нет ничего более домашнего и уютного, чем лоскутные одеяла. А сейчас лоскутное шитье, оказывается, еще и модное хобби, что меня, как любителя этих мозаик из ткани и теплых стеганных одеял, не может не радовать.

ТЕКСТ: МАРИЯ ОРЛОВА

Мне было очень интересно узнать, что лоскутные одеяла — совсем не исключительно русская традиция. В разных уголках мира квилтинг появился по разным причинам и в разное время. В Америку, где он стал чуть ли не самым распространенным видом рукоделия в 19 веке, он пришел из Англии. Оттуда же мастерицы уплыли в роли осужденных каторжанок в Австралию. А вместе с ними переселились традиции создания лоскутных одеял.

Вот, например, какое одеяло сшили английские каторжанки по дороге в Австралию в 1841 г. Одеяло назвали по имени корабля — «Раджа». Оно состоит из 2815 лоскутных деталей, содержит в себе элементы аппликации, а также блоки, богато вышитые шелком. Кроме того, на нем есть памятная надпись. Сейчас одеяло хранится в Национальной галерее Австралии в г. Канберра.

Есть свои традиции лоскутного шитья и на востоке. В Японии на одном лоскутном одеяле спали, другим укрывались. Там же, еще в начале второго тысячелетия придумали делать и простеганные военные доспехи, сообщает сайт http://www.patterns.ru. Оттуда традиция стежки перешла по великому шелковому пути в Европу.

Оттуда же, с Востока везли в Европу и ткани. Поэтому в Англии шили одеяла из остатков заморских шелков. В России же — из достававшихся большим трудом домотканых полотен, точнее, их обрезков, а затем из остатков дорогих фабричных ситцев.

Американский квилтинг — явление во многом коллективное. Одеяла шили женщины, собиравшиеся небольшими компаниями. Некоторые из таких объединений, призванных стать спасением для домохозяек от скуки, стали настоящими творческими союзами, а сделанные ими одеяла хранятся в лучших музеях США.

В середине XIX века несколько одаренных портних из города Балтимор, штат Мэриленд, США, начали создавать лоскутные изделия с аппликацией. Они придавали маленьким кусочкам ткани форму цветов, листьев, фруктов и других символов плодородия. Эти кусочки сшивались вместе, создавая совершенно новый стиль, названный Балтиморским квилтингом.

В 90-ые годы очень популярным стал в России пришедший из Америки пэтчворк. Он реабилитировал и любовь к лоскутным одеялам. Правда, сейчас они создаются уже чаще не в утилитарных, а в художественных целях. И сейчас квилтинг для некоторых мастеров уже стал призванием и основной работой. Как, например, для петербургской мастерицы Елены Фоломьевой, которая рассказала «Матрениной шкатулке» о том, чем квилтинг отличается от пэчворка, и сколько нужно времени, чтобы научиться этим многовековым техникам.

Для начала все же определимся с терминами:

Лоскутное шитье или пэтчворк — это сшивание между собой отдельных кусочков ткани. Как частный случай — нашивание лоскутков в виде аппликации.

Квилтинг — это стежка, соединение строчкой между собой трех слоев изделия (верх, утеплитель, например, синтепон, и подкладка)

Лоскутное шитье — не всегда квилт, например, обеденная салфетка

Квилт — не всегда лоскутное шитье, на фестивалях часто выставляют одеяла с прекрасной стежкой, верхняя сторона которых выполнена из одного куска ткани.


 

Елена Фоломьева
Елена Фоломьева

— Елена, как вы занялись квилтингом, есть ли в вашей истории увлечения какие-то семейные корни, традиции?

— Нет, семейных корней у моего увлечения нет. Мама, и бабушка всегда хорошо шили, но они считали, что для обучения рукоделию достаточно уроков домоводства в школе или самоучителя. В лоскутное шитье я попала случайно — подруга привела за компанию на курсы.

— Вы сейчас занимаетесь квилтингом профессионально. Насколько, по вашему мнению, он успешен как бизнес?

— Про успешность бизнеса в лоскутном шитье судить не возьмусь, т.к. сама этим не занималась. Одно могу сказать с уверенностью: продавая свои изделия, вы не умрете с голоду, но на достойную жизнь себе не заработаете. Даже на Западе, где пэтчворк в большем почете, чем в России, никто не зарабатывает только на изделиях. Продают инструменты, ткани, схемы, обучают техникам — на этом можно строить бизнес. В моей биографии было полтора года, когда я жила только за счет шитья лоскутных одеял на заказ. И знаю минимум двух мастериц в Петербурге, которые до сих пор, в силу семейных обстоятельств, не работают, сидят дома и шьют лоскутные одеяла для желающих. И этим живут. Так что на хлеб вы себе всегда заработаете. А вот на масло к нему — вряд ли.

— Русское лоскутное шитье и американский квилтинг — это разные традиции?

— Разумеется, русское лоскутное шитье отличается от американского пэтчворка — как русские деревни отличаются от американских поселений. Но и там, и там первоисточником для лоскутного шитья было желание женщины сохранить драгоценные кусочки тканей и сделать полезную в хозяйстве вещь.

— Я встречала статьи, в которых говорилось, что сшитые вместе лоскутки должны были запечатлеть некую историю. Так ли это, или лоскутное шитье это все-таки способ «сделать красиво»?

— С самого начала, издревле, человек, делающий что-то, будь то глиняный горшок или лоскутное одеяло, одновременно решал обе задачи: сделать утилитарную вещь и сделать ее красиво и со смыслом. Не встречала рассказов или фотографий старых лоскутных одеял, которые бы только «рассказывали некую историю» — они все были предназначены укрывать от холода в первую очередь. И только во вторую — несли какую-то смысловую нагрузку.

Истоки любого прикладного искусства утилитарны. Возьмите ту же живопись — назначение рисунка на стене было привлечь удачу на охоте. А сейчас художник рисует картину и не думает о том, что, к примеру, задабривает духов леса. Такое и в голову никому не придет. Так почему же лоскутное шитье должно оставаться на уровне домашнего рукоделия и не может подняться до вершин настоящего искусства? Хотя должна признаться, что есть целый пласт рукодельниц, которые принципиально шьют только из старых тканей, находя в этом свой резон.

— Что можно делать в этой технике, кроме декоративных панно и традиционных покрывал? Много ли у вас дома самостоятельно сделанных вещей?

— В технике лоскутного шитья можно шить одежду, игрушки, украшения, сумки, коврики, сувениры, — практически все, что нас окружает. Я встречала в интернете фотографии мебели, выполненной в технике пэтчворка (разумеется, с использованием каркасов). Дома у меня есть и одеяла, и панно, и накидки на кресла, с удовольствием пользуюсь лоскутными сумками и аксессуарами.

— Как вы находите материалы для ваших работ? Как обстоит в России дело с ассортиментом тканей и инструментов для квилтинга? Достаточен ли выбор в магазинах в Петербурге или при желании сделать что-то очень красивое, нужно заказывать материалы за границей?

— Сейчас в Петербурге достаточно хороший выбор и тканей для лоскутного шитья, и инструментов, и каких-то вспомогательных материалов. Но знаю, что так обстоит дело только в крупных городах, в глубинке же о существовании многого мастерицы даже не догадываются. Но всегда под рукой есть интернет, можно пользоваться им.

— Сколько нужно времени, интенсивных занятий, чтобы научиться базовым навыкам и техникам квилтинга?

— В нашем учебном центре есть экспресс-курс по лоскутному шитью. Это 5 занятий, 2 раза в неделю по 2 часа. За это время учащиеся знакомятся с базовыми техниками.

— По вашим оценкам, квилтинг и пэтчворк становятся более популярными, или может быть, наоборот, это уходящее ремесло?

— Конечно, они становится популярнее, какие могут быть сомнения! Достаточно посмотреть на олимпийскую символику Сочи-2014!

(Концепция олимпийского образа объединяет 16 национальных орнаментов, в том числе гжель и хохлому. Образ будет выполнен в лоскутной технике «пэтчворк», которая объединит орнаменты в единое целое. — Прим. автора.)

— В статьях на вашем портале есть замечательные обзоры различных международных конкурсов. Работы на них часто сложно даже назвать шитьем, настолько они авангардно выглядят. Можно ли сказать, что сейчас квилтинг становится методом, техникой для современного искусства?

— Да, несомненно, лоскутное шитье сейчас — это полноправная часть декоративно-прикладного искусства.

Убедиться в этом можно, просмотрев работы участников выставок, на которых побывала Елена Фоломьева http://folomyova.narod.ru/galereya.html.

Возможно, они вдохновят и вас — на традиционное покрывало или на современное концептуальное панно, ведь возможности пэтчворка и квилтинга ограничены только вашей фантазией!

Кстати, на сайте Елены Фоломьевой можно найти и базовые уроки для тех, кто решил заняться этим видом рукоделия — http://folomyova.narod.ru/courses.html и каталог полезных ссылок — http://folomyova.narod.ru/katalog.html.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить