Такой разный войлок

Такой разный войлок

войлок
«Одежда из войлока — необычная вещь. Она может быть совершенно без швов. Это порой повергает в немое изумление», — говорит одна из лучших российских мастериц в этом жанре, автор собственной системы обучения работе с войлоком, хозяйка магазина-студии войлока в Москве Нина Демидова. В интервью «Матрешке» она рассказала обо всем, что нужно знать начинающим валяльщикам, о том, как сделать из любимого увлечения успешный бизнес-проект и о том, какое лицо у русского войлока.

ТЕКСТ: МАРИЯ ЛАПТЕВА

— Нина, что можно делать из войлока? Какие существуют основные техники работы с ним? Какие особенности у него как у материала для творчества?

Нина Демидова— Войлок — удивительный материал, я всю жизнь занимаюсь разными видами творчества, но самое широкое, неограниченное поле для деятельности подарил мне войлок. Именно поэтому я влюбилась в этот материал мгновенно и навсегда. Во время работы мягкие шерстинки нежно обнимают руки, ложатся ровно и послушно, я не устаю от валяния, и результат всегда радует.

Из войлока можно делать практически все, разве что посуду для еды не стоит, да и это при желании наверняка осуществимо. Хотите статуи для улицы — пожалуйста, будут стоять под дождем и снегом и ничего им не будет, хотите мебель, одежду, обувь — это возможно, предметы интерьера, аксессуары — сумки-шляпки — нет проблем, игрушки, броши, обложки для книг, кошельки, бусы и даже абажуры для светильников — все это войлок. И много чего еще можно сделать из натуральной шерсти, воды и мыла.

Базовые техники довольно просты и весьма демократичны. Два основных вида валяния — сухое и мокрое. Все, что надо для мокрого валяния — натуральная шерсть, стол, бамбуковый коврик или воздушно-пузырчатая пленка, мыльный раствор. Для сухого еще меньше — кроме шерсти понадобятся лишь специальные иголочки с зазубринками, которые весьма недороги и каждому по карману.

Принцип работы в обоих техниках — «насильное» сваливание шерсти, в одном случае — под воздействием трения и мыльного раствора, во втором — это делают зазубрины на иголке. Шерсть уплотняется, приобретает цельность и оформляется в итоге в какое-то изделие. Вариантов базовых техник весьма много, и вот они как раз требуют относительного или даже очень большого мастерства, но основные приемы вполне можно освоить самому или же очень быстро научиться у знающего человека.

У войлока есть одна, пожалуй, самая большая особенность — усадка. На начальном этапе работы вы имеете заготовку, почти в два раза превышающую размер готового изделия. Кроме того, в процессе валяния смешиваются цвета и материалы. Поэтому надо обладать достаточно большим опытом, чтобы уметь предвидеть конечный результат. Именно это я считаю самой сложной и интересной отличительной чертой войлока от остальных видов рукоделия.

Второе значительное отличие войлока от многих других материалов — уникальность результата. Никогда нельзя полностью повторить работу, даже если у вас в наличии есть все материалы, из которых она была сделана. И третье, пожалуй, не менее важное отличие — быстрый результат. Не сравнимый с вязанием, вышивкой или даже с шитьем. Скорость создания — притягательное свойство для многих людей, которые не могут — по различным причинам — посвятить много времени длинным проектам.

— Какими достоинствами обладает одежда из войлока?

— Одежда из войлока — необычная вещь. Она может быть совершенно без швов. Это порой повергает в немое изумление. Классические вопросы «из чего вы это вырезали?» и «в какой момент вы добавляете клей?» уже перестали забавлять меня, потому что за ними идет довольно долгий рассказ, который, впрочем, ни к чему не приводит, потому что процесс надо видеть, разговоры ничего не объясняют, а только нагоняют еще больше тумана. Одежду можно делать с применением тканей — шелка, хлопка, кружев, органзы, вискозы, бархата и прочих тканей. Сочетание ткани и шерсти дает необыкновенный эффект, его не может повторить никакая другая техника. Одежду из войлока приятно носить, она легкая, не мнется, хорошо держит форму.


— Дорогое ли это хобби, насколько доступны материалы в России?

— Войлок может быть любым — дорогим или дешевым. Кто-то довольствуется отечественной пряжей и валяет шарфики себестоимостью 100 рублей, но можно выписать себе материалы из-за границы и украсить ваш шарфик из дорогой шерсти разными декоративными волокнами, импортными дорогими шелками и прочими красотами, подняв его себестоимость до 500 рублей или больше. Но в целом, это очень доступный вид творчества. В России, к сожалению, хороших материалов мало, и 99% своих материалов я заказываю из-за рубежа.

— С чего стоит начинать новичкам, есть ли хорошие обучающие он-лайн ресурсы? Или лучше посещать мастер-классы?

— Новичкам я прежде всего советую почитать материалы в нашем сообществе «войлок_ру» в Живом Журнале и Ярмарку Мастеров. После получения базовых знаний вполне можно приступать к экспериментам. Войлок — такой материал, который вполне можно изучить самостоятельно. Но очень настоятельно рекомендую посмотреть какие-нибудь хорошие войлочные работы. Тогда станет понятно, к какому качеству надо стремиться, возможность увидеть глазами и потрогать работы руками избавит вас от заведомой халтуры и быстрее приведет к хорошим результатам.

Идти или не идти учиться — вопрос сугубо индивидуальный. Все учатся по-разному, и учат все тоже по-разному. Если вас уже довольно долго не устраивает результат, то, наверное, стоит сходить на занятие, чтобы понять, где ошибка. Выбирая мастера, в первую очередь посмотрите на его работы, почитайте отзывы, посмотрите сайт мастера, что он пишет, «дружит» ли с языком — умеет ли объясняться и объяснять. Не поленитесь все заранее проверить, чтобы потом не жалеть о потраченных впустую времени и деньгах.

— Почему, на ваш взгляд, особую популярность фелтинг получил в последнее время и валять стали чаще, чем, например, вязать? Это мода или результат появления материалов для валяния на российском рынке?

— Я думаю, что валяние пришло в Россию как модное явление, но получает развитие и признание именно благодаря широким возможностям применения и постоянно появляющимся новым технологиям. По сравнению с вязанием войлок — «спринтер», ведь разве можно связать себе сарафан за 1 день? А свалять можно, даже два, при определенной сноровке. В этом тоже одна из причин популярности фелтинга: стремительная жизнь — быстрый результат.

— Вы часто бываете на международных выставках рукоделия. Как представлена на них Россия, есть ли какая-то национальная особенность у русских валяных работ? Войлок вообще — русский материал? Ведь он такой теплый! И ли это заимствование у других народов?

— Бывая за границей и разговаривая с иностранными валяльщицами и нашими соотечественницами, живущими за рубежом, я вывела для себя одну закономерность. В Европе, например, есть мастера, получившие профессиональную художественную подготовку и прошедшие специальные курсы по работе с войлоком, — это звезды и гиганты фелтинга. Они потрясающе талантливы. Но их немного. Они пишут книги, участвуют в международных выставках, обучают молодых художников в престижных заведениях и иногда проводят курсы для начинающих валяльщиков. Основная масса «диких» европейских валяльщиков имеет не очень высокий уровень валяния.

В России же, наоборот, нет мега-звезд (кроме Пилина, наверное), но любители делают работы на очень высоком уровне. Не хуже профессионалов порой. А ведь это зачастую — врачи, бухгалтеры, юристы, домохозяйки. То есть люди, далекие от творчества, не имеющие художественной подготовки, их шедевры сделаны на кухонном столе, между завтраком и ужином, а порой на полу, ночью, после полного рабочего дня. На фестивале войлока в Италии в этом году я показывала фотографии работ мастериц из России, и аудитория в зале была под сильным впечатлением от увиденного. Стиль, качество, масштабность и оригинальность работ — вот узнаваемые общие черты российского войлока.

— Какие работы, вещи из войлока, увиденные на выставках или у ваших коллег произвели на вас впечатление? Какими своими работами вы гордитесь?

— Мне есть чему удивляться, рассматривая работы российских и зарубежных мастеров — войлок разнообразен и неповторим. Удивительных работ столь много, что я затрудняюсь назвать что-нибудь одно.

Среди своих работ, пожалуй, есть самая любимая, она же — самая сложная, наверное. Это двухцветный пиджак, одна из сторон пиджака — шелковая, она собрана из более чем 500 различных мелких кусочков шелка, подобранных друг к другу по размерам и цветам. Дело в том, что пришла в войлок из петчворка, и «лоскутная» тема так или иначе постоянно прослеживается в моих работах. Я довольно легко расстаюсь со сделанными мной вещами, но с этой — пока не готова. Хотя мне пиджак велик и носить я его не могу. Такая вот получилась «собака на сене» из меня.

А вот чем я по-настоящему горжусь, так это мастер-классом по технике валяния тонкого войлока. Каждое слово и движение проговорено и отработано уже десятки раз, учтены все мелочи, предупреждены десятки вопросов. Это моя собственная система, от первой до последней буквы созданная на основе обширной практики валяния.

Немалую роль в ее создании сыграло то, что я по основной профессии — бизнес-консультант. Применила свои знания в теории валяния, и родилась достаточно стройная система изложения своих взглядов на войлок. Она, конечно, не единственная, не претендующая на единственно правильную, совсем нет. Но она имеет свою стройность, логику и доказательность. Это было непросто — набрать примеров из разных областей знания, из жизни, даже из литературы, и кино — чтобы провести аналогии с войлоком. И все это для того — чтобы ярче выразить идею, чтобы она запомнилась.

— Как началось ваше увлечение войлоком, чем он вас привлек?

— Мое увлечение войлоком пришло случайно. Моя лучшая подруга посоветовала мне сходить в гости в общей знакомой — школьной подруге, которая увлеклась валянием намного раньше меня. «Тебе понравится», — уверила подруга, и я пошла. Посмотрела, заинтересовалась, пришла попробовать. И пропала навсегда. Вот так. Любовь с первого взгляда. Первые два года меня просто трясло от возбуждения, если я хоть один день не валяю.

Я и сейчас каждый день занимаюсь с шерстью, если не валяю, то обязательно перебираю, что-то сматываю, перекладываю. В общем, нахожусь в прямом контакте. Для меня это совсем не труд, а удовольствие, а точнее — игра. Когда я валяю, то представляю себя играющей в песочнице с куличиками и совочком. Честно. И поэтому все прикосновения и движения за столом — очень легкие, игривые, неутомительные. Пока я валяю — я не устаю, совсем. Даже спина — на это многие жалуются — никогда не болит.

— Как получилось, что вы открыли студию, посвященную работе с войлоком? Для вас это скорее бизнес-проект или место встречи с единомышленниками?

— Идея открыть студию пришла не сразу. Сначала я валяла дома. Потом почти полтора года ко мне приезжали ученики, мастер-классов становилось больше, потребность расширяться стала очень острой зимой прошлого года. Решение возникло как-то сразу, муж поддержал. И мы за две недели с момента принятия решения нашли помещение, подписали договор, зарегистрировали ИП и фирму, оборудовали помещение. Потом понадобилось еще несколько месяцев, чтобы заполнить полки магазина и установить связи с поставщиками материалов, сделать сайт, заполнить его и отработать технологию выполнения заказов. И все это — не прерывая мастер-классов, поездок и своего валяния.

А еще я веду свой Живой Журнал, где у меня почти тысяча зарегистрированных читателей. И вообще-то еще осталась основная работа, которую я тоже очень люблю. Последние полгода почти не сплю, все свободное время посвящаю студии. Конечно, это бизнес. Я только надеюсь, что при поддержке своих бывших учеников и соратников по войлоку это дело будет развиваться. У меня много планов, новые темы занятий, новые направления для магазина. Муж помогает с бухгалтерией и документацией — эту часть работы я ненавижу, дочь — с сайтом и заказами, сын — иногда работает с поставщиками. Привлечены все, иногда даже не по доброй воле, но семья понимает, что надо помогать, без них я бы не справилась.

— Сколько у вас сейчас учеников и каким вы видите будущее вашей студии?

— Я затрудняюсь точно сказать, сколько у меня было учеников, на выездных мастер-классах, а их у меня немало, я не считаю участников, но по примерным оценкам — более 500 человек. Точнее не скажу. Мечтаю их всех увидеть в студии во время встреч, которые мы регулярно проводим. Хотелось бы наконец-то заполнить сайт, там еще так много всего надо сделать. Освободить бы время для новых проектов, запустить пару новых мастер-классов — вот готовлюсь к ним уже два месяца, а еще столько надо сделать. Надо бы завести традицию вечерних встреч в студии, ведь не все могут тратить выходные дни на это мероприятие. Планов много, и если будут приходить ученики и поступать заказы в магазин — без этого студию мне не потянуть — значит, будем развиваться, и поклонникам войлока всегда будет куда заглянуть с своими идеями, вопросами или проблемами.

 


 

ССЫЛКИ

Блог Нины Демидовой, в котором можно найти много информации о ее мастер-классах, о войлоке, путешествиях по разным выставкам, и который просто приятно и интересно читать.
Ее магазин-студия

Сообщество любителей войлока в Живом журнале


 

Интернет-магазины с доставкой по Санкт-Петербургу:

 

Точка вдохновения
Шерсть российская, фетр, иглы, фурнитура для колец, серег. Доставка курьером или из точек самовывоза. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.28Н, 2-й этаж, офис № 205, «БизнесПост».

Школа авторской куклы объединения кукольников Санкт-Петербурга
Шерсть, иглы, книжка.
Заказы также отправляют в другие города, наложенным платежом.

ФЕЛТифлюшки
Интернет-магазин, шерсть российская и импортная большой выбор, иглы, трафареты, аксессуары. Доставка по Питеру курьерская, по России почтой наложенным платежом или с предоплатой.

HandMadeMania
Интернет-магазин. Шерсть для валяния (Троицкая, Семеновская, испанская, или австралийская), войлок, иглы и щетки для валяния, фурнитура для сборки авторской. Доставка: самовывоз (ул. Большая Пушкарская, д.35, оф. 213) и курьерская по Санкт-Петербургу, по России почтой после предоплаты.

Куклы-Мишки
Товары для изготовления авторских игрушек. Шерсть, иглы. Доставка почтой. В Санкт-Петербурге возможен самовывоз.


 

Розничные магазины в Санкт-Петербурге:

«ФЕЛТифлюшки — Рукоделие и хобби»
Большой пр. ПС, дом 33, вход под арку. 945-27-33
Ул. Садовая 28-30 (здание Апраксиного Двора, вход с Садовой улицы) 943-73-30

АРТ-терапия
Интернет-магазин, большой выбор шерсти, войлока, инструментов.
Доставка: самовывоз и курьерская по Санкт-Петербургу, по России почтой.
Розничный магазин: м. Удельная, ул. Гаврская, дом 2.

Магия пряжи
В продаже пряжа для мокрого и сухого валяния Filz-it производства Германия.


 

Наиболее полный список магазинов по всему миру


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить